Некие специалисты убеждены, что шаг навстречу ТС может плохо отразиться на отношениях Киева и Брюсселя. А вот нынешний собеседник «Обозревателя» - политолог Владимир Фесенко считает, что статус наблюдающего в Таможенном союзе никаким образом не противоречит евроинтеграционной политике Украины.
Опосля того, как стало понятно, что Украина получит статус наблюдающего в Таможенном союзе, почти все специалисты заговорили о применении работающей властью несчастной формулы многовекторности. Как вы оцениваете интеграционный шаг Киева навстречу ТС?
Когда молвят о многовекторности, я не делю определение «несчастная». Объясню, почему. Так как по сути это политика в интересах Украины. Чрезвычайно нередко можно услышать, что мы должны верно определиться, куда мы идем - «либо», «либо». Но выбор по такому принципу неприемлем и невыгоден Украине.
Обычный, но чрезвычайно значимый аргумент. 30% нашего товарооборота с Евросоюзом, 35% с Россией и еще чуток больше - со странами Таможенного союза. И что все-таки нам делать: выбирать по принципу «либо», «либо»? Нет, так как это нам невыгодно.
Другое дело, что европейская интеграция - это главный ценность нашей наружной политики. И, как я понимаю, никто от этого не отрешается.
Но настолько нужен ли нам статус наблюдающего?
Статус наблюдающего полностью не противоречит новенькому соглашению с Евросоюзом. Противоречия возникнут только в этом случае, ежели мы пожелаем стать членом Таможенного союза. И конкретно о этом нередко молвят европейские политики, что, мол, нельзя, пребывая в составе ТС, говорить о евроинтеграции, подписании всеобъятного соглашения о ЗСТ с Евросоюзом.
Какие выгоды мы получим, имея статус наблюдающего в ТС?
Этот статус даст нам возможность координировать торговлю и внешнюю политику со странами Таможенного союза, где размещены принципиальные для нас рынки. Другими словами, это обычный и выгодный для Украины поиск баланса интересов в отношениях, как с ЕС, так и со странами ТС.
Примечательно, что конкретно Наша родина выступает против того, чтоб Украина имела статус наблюдающего в ТС. Почему? Так как РФ осознает, что это даст возможность Украине маневрировать, проводить наиболее эффективную и поболее гибкую внешнюю и внешнеэкономическую политику.
А россияне могут принять позицию, которую заняла наша страна в вопросце отношений с ТС?
Даже меморандум, подписанный 31 мая, - это политический, а не юридический документ. Это - документ о намерениях сформировать правовую базу для предоставления Украине статуса наблюдающего. Но когда это произойдет - непонятно. Некие считают, что это может произойти уже данной нам в осеннюю пору. Остальные убеждены, что это произойдет не ранее 2015 года, когда будет создаваться Евразийский альянс. Мне кажется, что разнобой в заявлениях русских представителей свидетельствует о том, что в среде управления РФ нет единства в этом вопросце.
Я думаю, что предоставление Украине юридического статуса наблюдающего может растянуться на определенное время. И вот здесь, кстати, у Рф возникает определенное поле для маневра.
РФ ставит нас в твердые рамки, пробует подтолкнуть к вступлению в Таможенный альянс. Но сейчас стратегия россиян, как мне кажется, состоит в том, чтоб дождаться осени. Я слышал от влиятельных русских политиков и дипломатов, что РФ надеется, что в осеннюю пору не будет подписано новое соглашение меж Украиной и Евросоюзом. Тогда и Украина станет наиболее уступчивой, и статус наблюдающего может стать только первым шагом в направлении членства в ТС.
Каковой механизм действий Украины в ТС опосля получения юридического статуса наблюдающего?
Наши представители будут работать в руководящих органах ТС. Мы будем получать информацию, доступ к документам, разрабатываемых в рамках ТС, и т.д. Не считая того, я думаю, что статус наблюдающего дозволит ежели не останавливать, то, во всяком случае, нейтрализовать на исходной фазе опасности торговых войн.
Это не членство, так что никаких льгот мы не получим, да и обязанностей у нас тоже не будет. Такое положение дел нас полностью устраивает, так как это не противоречит нашей политике евроинтеграции.
На самом деле, статус наблюдающего - это меньше, чем мы желали бы. Формула «3+1» - это наиболее высочайший уровень отношений, предусматривающий наш особенный статус. Но Наша родина на это не пошла.
Было время, когда меж РФ и Беларусью складывались чуть ли не безупречные дела, но при всем этом время от времени меж этими странами вспыхивали торговые войны.
Наша родина действует как имперская держава. Почему, фактически, и Янукович не желает идти в Таможенный альянс? Так как он учитывает опыт Лукашенко. Кстати, а вы много слышали о товарных войнах меж Россией и Казахстаном?
Нет.
Но по сути, там тоже не все очень просто в торговых отношениях. Почему я спросил о этом? Так как Казахстан зависит от Рф намного меньше, чем Беларусь. В Беларуси действует специфичная, но лучшая модель экономического развития. Но 60% данной оптимальности - это практически русское субсидирование белорусской экономики. Потому россияне время от времени используют чрезвычайно твердые инструменты давления на Лукашенко. А вот с Казахстаном - да, дела наиболее размеренные, компромиссные.
У нас же ситуация наиболее непростая. Самостоятельная позиция хоть какого украинского президента, вне зависимости от фамилии, раздражает Москву. Но это совсем не значит, что мы должны свернуть все наши дела с Таможенным союзом. Это была бы колоссальная ошибка, которая привела бы к очень нехорошим последствиям и для украинской экономики, и для рядового украинца. Потому необходимо развивать дела и с ЕС, и с ТС, исходя из того, что евроинтеграция остается стратегическим ценностью.
В свое время россияне чрезвычайно нервно реагировали на политику евроатлантической интеграции Украины. Сейчас вопросец снят. Но РФ (пусть наименее жестко в информационном плане) также с ревностью относится к евроинтеграционной политике Киева. Как считаете, россияне могут воздействовать на позицию неких государств ЕС в «украинском вопросце»?
Да, вправду мы сейчас не лицезреем таковой сумасшедшей кампании, имевшей место в вопросце НАТО. Но это лишь так кажется, что россияне тихо относятся к евроинтеграционной политике Украины. РФ на данный момент применяет остальные инструменты. Думаю, да, РФ совершает давление на державы - члены ЕС.
ФРГ, к примеру…
Да, на Германию, Францию. Обычной пример. В апреле Ангела Меркель озвучила заявление, что Украина не готова к интеграции, дескать, у нас отсутствуют европейские стандарты и т.д. Заявление было чрезвычайно твердым и недипломатическим. Обратите внимание на то, что это заявление прозвучало сходу опосля ее встречи с Путиным.
Я полностью убежден в том, что Наша родина непублично, но довольно активно влияет на позицию более влиятельных европейских держав с тем, чтоб ЕС не торопился подписывать с Украиной новое соглашение. И на данный момент россияне начали незначительно нервничать, так как узрели, что Соглашения меж Украиной и Евросоюзом быть может подписано.