Пайдерс: из Латвии уедут 200 тыщ человек

Трибунал отказался арестовать имущество Титушко

В Италии пройдет 2-ой тур городских выборов

Дирк Шубель: "Евроинтеграция не значит, что все будут отлично жить ничего не делая"

Глава консульства Евросоюза в Молдове Дирк Шубель поведал основному редактору «Ъ-MD» Владимиру Соловьеву о том, почему в стране буксуют реформы, какими должны быть молдавские политики, также объяснил, когда будут отменены визы.

- Молдавская история фуррора провалилась?

- Думаю, за 1-ые 5 месяцев этого года (конкретно столько в стране продолжался жесточайший политический кризис - «Ъ-MD») люди мало запамятовали, что Молдова успела сделать за крайние четыре года. За это время было изготовлено много шагов вперед, но, к огорчению, и пару шажков назад. 1-ые 5 месяцев не оставили неплохого воспоминания о Молдове. Но, я думаю, на данный момент возник очередной суровый шанс возвратиться на путь евроинтеграции. Опосля утверждения новейшего правительства я оптимистично смотрю в будущее и считаю, что мы можем успеть достичь наших совместных целей до Вильнюса (в столице Литвы в осеннюю пору пройдет саммит государств «Восточного партнерства» - «Ъ-MD») и опосля Вильнюса.

- Вы достаточно издавна работаете в данной стране и долго наблюдаете за людьми во власти. Думаете, они способны исправиться, поменяться и идти вперед, оставив сзади склоки?

- То, что происходило в 1-ые 5 месяцев этого года, как я уже произнес, не было отлично для репутации Молдовы. Но Молдова - это юная страна. Она находится в процессе собственного развития. Потому мы считаем, что все есть способности возвратиться к действенной работе. Новейший премьер Юрие Лянкэ - специалист, у которого есть видение того, как страна обязана развиваться далее. С сиим видением можно идти вперед. Я надеюсь, что все политики соображают серьезность положения и понимают, чего же конкретно мы желаем достигнуть в этом году и в дальнейшем.

- Ежели говорить непосредственно, что бы Вы причислили к достижениям данной власти на пути в Европу. Иногда кажется, что и вспомнить нечего.

- Я много езжу по стране и говорю не только лишь с политиками, да и с людьми. И вправду репутация обоих правительств альянса не очень не плохая. Полагаю, что необходимо больше говорить о том, что конкретно было изготовлено для людей. Так как есть определенные результаты, которые были достигнуты, в том числе с нашей помощью. О этом необходимо больше говорить и показывать это. И, очевидно, мы ожидаем от властей решительных действий в борьбе с коррупцией, так как это наибольшая неувязка в данной нам стране. Мы ждем, что новое правительство будет больше работать для людей, а не для отдельных личностей и партий. Ежели все будет идти конкретно в этом направлении, то полностью реально парафировать соглашение о ассоциации (Молдовы в ЕС - «Ъ-MD») в Вильнюсе и закрыть наш диалог о безвизовом режиме до Вильнюса.

- Что означает закрыть диалог?

- Это означает, что на данный момент мы ждем доклад профессионалов, которые были тут в феврале и марте. Они отыскали несколько вещей, над которыми нужно еще поработать, но это не те вещи, которые нельзя завершить до осени. Ежели к осени все будет изготовлено, еврокомиссия и комиссар по внутренним делам Сесилия Мальстрем сумеют констатировать, что наш диалог закончился и мы можем предложить странам ЕС начать внедрение плана действий по либерализации визового режима. Мы называем его Visa liberalisation action plan.

- Юрий Лянкэ пару раз называл различные даты отмены виз для короткосрочных поездок. А вы готовы говорить о сроках?

- Я не желаю говорить о сроках, но, думаю, есть отличные шансы, чтоб этот процесс закончился в последующем году.

- Это означает, что в последующем году отменят визы?

- Это означает, что мы можем перейти к безвизовому режиму до конца последующего года. Но я не желал бы это обозначать, как некоторый dead line. Все будет зависеть от демократического развития страны.

- О евроинтеграции в Молдове молвят много лет. Начали коммунисты и продолжила сегоднящая власть. Но, когда ездишь по разбитым дорогам, видишь, что судьи, прокуроры, чиновники живут в дорогих особняках, а тем временем бизнес стонет и право принадлежности ничего не означает, задаешься вопросцем - кто эти люди, которые говорят о молдавской истории фуррора, ежели слова так расползаются с тем, что общество лицезреет в действительности.

- Мы отлично осознаем, что нужно показать больше результатов. Работа, которая делается правительством - это суровая работа. Она идет на пользу людям, а не только лишь партиям. Мы можем добиться поставленных целей, ежели все в правительстве будут осознавать серьезность ситуации.

- С германским паспортом в кармашке нетрудно оптимистично глядеть на ситуацию в Молдове. Ежели говорить о цифрах - сколько всего средств ЕС вложил в Молдову опосля 2009 года?

- Мы много помогали и заинтересованы в успехе.

- Назовите цифру.

- С 2010 по 2013 год лишь в виде грантов сюда поступило 550 млн. евро. Это не считая фондов, предоставляемых по принципу «больше за большее». В прошедшем году Молдова получила 28 млн. евро. В этом еще не решили сколько получит - все зависит от демократических реформ.

- 550 млн евро - это много. На что их издержали? Невооруженным взором этих трат не видно.

- Я понимаю, что обыденные люди не знают всех деталей, так как мы не объяснили довольно отлично, куда расходуются средства. Но специалисты отлично обо всем знают. Крупная часть помощи идет в виде экономной поддержки. Это означает, что мы совместно находим один-два сектора экономики и направляем туда средства. К примеру, мы решаем, что в этом году заплатим 1-ый транш экономной поддержки на реформирование юстиции. И ежели в 1-ый год будет изготовлен нужный размер работы и все условия будут выполнены, в последующем году мы заплатим 2-ой транш. Есть проект Biomass (развитие другой энергетики) по мерам доверия меж Кишиневом и Тирасполем и остальные. Мы считаем, что большая часть наших фондов тратятся с определенными плодами. Благодаря тому же проекту Biomass отапливаются почти все детсады, школы, дома культуры. Так что есть удачные истории.

- Почему в Молдове при хоть какой власти буксуют реформы? Причина в качестве политического менеджмента либо в чем либо другом?

- Думаю, здесь композиция почти всех причин. В том числе в борьбе за власть. Почти всем политикам в вашей стране нужно осознать, что ежели люди дали им власть, они должны работать для людей, а не применять госструктуры, как им заблагорассудится. Когда политики усвоют это, ситуация улучшится. Мне кажется, в процессе кризиса в этом году политики сообразили, что работать как ранее больше нельзя.

- Отлично, ежели сообразили. Но вот для вас свежайший пример - ситуация вокруг Moldova Agroindbank (MAIB). Почти все специалисты именуют происходящее с сиим банком рейдерским захватом, а это означает, что атакуется святое для Европы право принадлежности. MAIB - самый громкий пример. Есть куча остальных, не попадающих в поле зрения СМИ.

- В летнюю пору 2011 года, когда случились 1-ые рейдерские атаки на банки, мы были чрезвычайно активны. На данный момент у меня нет довольно инфы, но ситуация не смотрится здоровой. Подождем, что произнесет Нацбанк. Мы пристально смотрим за ситуацией, так как это принципиально для стабильности страны.

- Инвестклимат в Молдове оставляет желать лучшего. Почему власти, которые настолько не мало молвят о желании развивать экономику, ничего не делают в этом смысле?

- Мне кажется, что инвестклимат связан с борьбой против коррупции. Почему нет улучшений? Так как есть интересы. Компании, выставленные в том либо ином секторе, не желают и боятся конкуренции, и их энтузиазм состоит в том, чтоб не допустить в этот сектор остальных. Но нельзя боятся конкуренции! Она делает твою компанию посильнее и эффективнее. В Польше тоже ранее с опаской ожидали, что все-таки будет со государством опосля вступления в ЕС. Там тоже сельское хозяйство было настолько же принципиальной отраслью, что и в Молдове. Но опосля вступления в ЕС Польша лишь усилилась, так как провела реформы и повысила эффективность.

- Вас не заботит, что мысль евроинтеграции теряет популярность и молдавское общество начинает с надеждой глядеть на евразийский интеграционный проект?

- В этом нет ничего новейшего. Население в Молдове постоянно делилось приблизительно поровну на приверженцев европейской и евразийской интеграции. Мы помним, что во времена Воронина (3-ий президент Молдовы Владимир Воронин - «Ъ-MD») было больше приверженцев евроинтегарции. Правда, оговорюсь, что я не верю во все опросы в вашей стране, так как большая часть из их ангажированы. Все это означает, что нам нужно больше работать. Евроинтеграция - это работа. Евроинтеграция не значит, что что все будут отлично жить, ничего не делая. Но мы должны лучше выстраивать диалог с обществом. И политикам нужно не только лишь говорить, да и действовать.

- Есть мировоззрение, что Молдова по-прежнему является площадкой соперничества меж Россией и ЕС. Как сильна конкурентнсть в этом регионе?

- Так же говорили, когда Польша была кандидатом на вступление в ЕС. Так молвят о хоть какой стране, которая находится меж большими игроками. Я думаю, что интересы ЕС и Рф не так различаются. Мы все желаем иметь политическую и экономическую стабильность, чтоб наши бизнесмены могли заниматься своим делом.

- Не так давно прошел саммит Россия-ЕС, на котором председатель совета Евросоюза Херман Ван Ромпей обозначил необходимость скорого урегулирования конфликта в Приднестровье. Почему стоит этот процесс?

- Ежели вы желаете движения в переговорном формате «5+2» (Молдова, Приднестровье, Наша родина, Украина, ОБСЕ, также США и ЕС - «Ъ-MD»), все стороны должны согласиться с тем, куда идти.

- Когда вы говорите все стороны, вы кого имеете в виду - Кишинев и Тирасполь либо всех пятерых участников переговорного формата?

- Думаю, нет колебаний, что и Наша родина, и Украина, и ЕС с США как наблюдатели играют важную роль. Но, естественно, первыми должны договориться Молдова и Приднестровье. Но без помощи всех других сторон движения не будет. Время от времени кажется, что другие участники «5+2» больше желают движения, чем сами стороны.





Copyright © 2013 Pristoyno.ru Любопытные случаи по всему миру. All Rights Reserved.