Депутаты мажилиса парламента согласились с возражениями президента по срокам поэтапного увеличения пенсионного возраста дам. Напомним, 7 июня глава страны Нурсултан Назарбаев поручил доработать законопроект по модернизации пенсионной системы в Казахстане и вернул его в парламент. В собственном заявлении президент отметил, что в целом поддерживает этот документ, хотя «не все нюансы реформирования пенсионной системы обмыслены как надо». И предложил начать поэтапное увеличение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.
Сразу на последующий день опосля заявления Нурсултана Назарбаева премьер-министр РК Серик Ахметов провел совещание по вопросцам реализации поручений главы страны. Управляющий Кабмина отметил, что президент поручил правительству до вступления новейшего законодательства в силу проработать вопросцы законодательного сопровождения ряда предложений, в связи с чем поручил сделать рабочую группу.
Земляки вздохнули с облегчением и надеждой: все-же 5 лет - срок большой, за это время можно провести всесторонний анализ увеличения пенсионного возраста. Но казахстанским мажилисменам 5 лет оказалось много, они просто уложились в… 5 дней. И уже 12 июня на стол президенту лег Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», изложенный в новейшей редакции.
Глава комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжан Карагусова бодро отрапортовала о том, что «закон президентом будет подписан в последнее время».
Независящий политик Амиржан Косанов, оценив скорость, с которой нижняя палата парламента приняла поправки президента в Закон «О пенсионном обеспечении», предложил включить мажилис РК в Книжку рекордов Гиннесса. «В номинации “За самое оперативное изменение Закона”! За 19 минут решили судьбу пенс. реформы!» - написал Косанов. Тем опередив на целую минутку сенат, который, напомним, за 20 минут одобрил законопроект во 2-м чтении.
Так что все-таки успели доработать оперативнейшие чиновники в мире? Как корректно по отношению к миллионам казахстанцев всего за 5 дней решать судьбу самого болезненного законопроекта - с таковым вопросцем редакция Total.kz обратилась к самим депутатам и общественникам.
Егор Каппель
Депутат Мажилиса Парламента РК
Поправки, согласно замечаниям президента, нами были приняты. В принципе, сам основной пакет документов был одобрен главой страны не считая пары позиций. Это увеличение пенсионного возраста у дам, данная позиция была просто отодвинута до 2018 года. И я не считаю, что для этого необходимо много времени. Различные позиции в законе начинают действовать в различное время: какие-то сходу, остальные - в течение месяца. Не считая той, которая регламентирует возрастной ценз.
Айгуль Соловьева
Депутат мажилиса Парламента РК
Президент верно указал несколько позиций, которые мы должны были туда внести, а правительству он отдал задание изыскать ресурсы для того, чтоб повысить пенсионный возраст через 5 лет. У Мажилиса не было простора для фантазии, там лишь то, что есть. Потому нельзя говорить, что нижняя палата парламента поменяла позицию. Основных принципов было два: единый пенсионный фонд и унификация возраста. И они не поменялись. Унификация пенсионного дамского возраста осталась та же, как в начальной версии закона. Я также желаю огласить, что закон о накопительной пенсионной системе вышел еще в 1998 году, и уже тогда шел разговор о повышении пенсионного возраста. У всех правительств с того года было 15 лет, чтоб проработать вопросцы занятости и провести разъяснительную работу. «Дорожная карта» в принципе подготовлена, но без учета занятости дамского населения. Потому президент и отодвинул поднятие пенсионного возраста для дам до 2018 года. Но по собственной сущности ничего не поменялось. Марченко верно произнес: «Буду я председателем Нацбанка либо не буду, ситуация не поменяется».
Владислав Косарев
Депутат мажилиса Парламента РК
Поручение проанализировать закон президент отдал не мажилису, а правительству. Закон о пенсиях подразумевает главные направления, а подзаконные акты, которые воспринимает правительство, содержат в себе детализацию: кому, что, сколько. Как эти уточнения могут идти опосля принятия закона? У нас лишь так и делается. У нас закон приняли, а подзаконные акты два года следом шлепают. Когда закон выйдет, в него вставки делают. И закон становится похож на ежа, так как к каждой страничке добавляется вклейка, вкладка, заметка и т.д.. В эти 5 дней правительство ничего не успело, так как это малый для их срок, но они сиим занимаются. К примеру, президент в собственных поправках не указал, что матерям при рождении малыша будет засчитываться стаж во время декрета - это будет определять правительство. Сколько процентов им платить - тоже правительство определит. И прочее-прочее. Мы в мажилисе одобрили лишь главные направления, а все другие детали доработает правительство.
Марианна Гурина
Председатель фонда «Улагатты жануя»
Никакого анализа не было, они просто произнесли «есть», когда им спустили сверху. Там никто никогда не управляется здравым смыслом при принятии решений. Сенаторы на данный момент в собственных интервью высказываются, что президент поступил совсем верно, и они с ним на сто процентов согласны. Это снова говорит, что наш парламент - ручной. Потому они предстали на данный момент не в лучшем виде. Когда мы избираем парламент, то надеемся на их разумное отношение к народу, так как они наши типо ставленники. У нас есть надежда, что парламентарии что-то решают во имя и для народа. Но они выполняют команду. Лишь какой-то из них, у кого больше совести, извинился перед дамами.
Зауреш Батталова
Президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане
За 5 дней разглядеть все нюансы законодательства Республики Казахстан и последствия принимаемых конфигураций, влияющих на жизнь общества, просто нереально. Это обязано было быть суровое исследование. За эти 5 дней парламент разглядывал только одну норму. А все другое парламентарии будут разглядывать в осеннюю пору. Наш парламент работает не без помощи других. Не приходится говорить о том, что он воспринимает решения, сверяя температуру в обществе. Вообщем, речь не идет о том, что президент был недоволен всем законом. Он говорил лишь о статье, которая касалась пенсионного возраста дам. В остальной части никаких предложений не было. Иной вопросец, что у главы страны был ряд устных замечаний, по которым, я повторюсь, парламент хочет работать в осенний период, так как 30 июня он уходит в отпуск.
Айдар Алибаев
Председатель совета Ассоциации пенсионных фондов РК
Все произошедшие действия я расцениваю как только нехорошие. Президент вернул законопроект в парламент, премьер-министр предложил сделать рабочую группу, предполагалось, что она будет над документом работать. Мы дали таковой сигнал, чтоб в группу вошли независящие специалисты и представители общественности, так как законопроект касается всех людей страны. Работу, вероятнее всего, должны были провести в течение лета, может быть, даже осени. И вдруг - молниеносное, непонятное рассмотрение документа за пару минут, ничего не сделали для того, чтоб отменно его сделать лучше. Просто поменяли 2014-й на 2018 год. Это как школьники-двоечники исправляют ошибку в диктанте. Проявлено равнодушие по отношению к народу. Парламент я назову антинародным, и это самое мягкое, что приходит на мозг. Этот парламент не имеет права на существование. И в этом году в осеннюю пору он должен быть распущен. Страшно представить, сколько еще дров он может наломать. И парламент последующего созыва, думаю, будет переделывать всю работу работающего. В новеньком виде президент может подписать законопроект, но непонятно, для чего его принимать, ежели он должен вступать в силу аж через 5 лет, в 2018 году.