По итогам обмена личными посланиями меж президентами США и РФ источник в Госдепе заверил «Ъ»: в Вашингтоне «не обескуражены» отраженной в письме Владимира Путина «сдержанной» реакцией Москвы на предложение Барака Обамы по ПРО. «Мы настроены на продолжение диалога и рассчитываем на фуррор личных встреч глав 2-ух государств в июне и сентябре»,-- сказал собеседник «Ъ». В то же время он предупредил: США навряд ли сумеют предложить Рф в сфере ПРО больше, чем то, о чем говорилось в письме Барака Обамы.
Президент США, как уже докладывал «Ъ», предложил собственному российскому коллеге «создать юридически обязывающее соглашение о транспарентности, которое бы включало обмен информацией в доказательство того, что программы ПРО не представляют опасности для сил сдерживания друг дружку». По задумке Вашингтона соглашение обязано иметь статус «исполнительного» - для его принятия главе Белоснежного дома не надо запрашивать согласие Конгресса, который в случае с ПРО практически наверняка ответил бы отказом. Минус же таковых соглашений в том, что они, на самом деле, являются неотклонимыми только для администрации, подписавшей их: преемник имеет право отрешиться от их выполнения. Москву такое предложение не удовлетворило (см. «Ъ» от 24 мая).
Меж тем, по словам источника «Ъ» в штаб-квартире НАТО, ежели РФ и США не договорятся, к концу года администрации Обамы и это предложение будет трудно подтвердить. «С середины осени в США стартует новейший избирательный сезон, а республиканцы уже на данный момент пробуют спекулировать на том, что Обама типо готов раскрыть Кремлю южноамериканские военные секреты,-- объяснил собеседник “Ъ”.-- В этом смысле лето станет решающим для диалога меж РФ и США по ПРО. Опосля договориться о кое-чем будет все наименее реалистично».
Но и на данный момент шансы договориться, похоже, невелики. США считают, что и до послания Обамы сделали много для снятия русских озабоченностей по ПРО: отказались от планов разработки сверхскоростных перехватчиков в рамках четвертой фазы развертывания системы и вкупе с союзниками по НАТО приняли годом ранее на саммите в Чикаго политическую декларацию о том, что их ПРО не нацелена протии Рф.
Но Рф этого не много. О этом на прошлой недельке ясно объявил глава администрации президента РФ Сергей Иванов: «Для снятия наших озабоченностей недостаточно отдельных разрозненных шагов. Не решают делему и громкие политические декларации». По словам государя Иванова, Москву устроят лишь юридически обязывающие гарантии со стороны США.
«Налицо явное расхождение спроса и предложения,-- объяснил “Ъ” старший научный сотрудник вашингтонского отделения Интернационального института стратегических исследований (IISS) Сэмьюэл Чарап.-- Президент Обама предложил соглашение по транспарентности - Наша родина же настаивает на соглашении, которое включало бы в себя ограничения и военно-технические аспекты, другими словами практически аналог контракта по ПРО 1972 года. Неувязка в том, что США наиболее не заинтересованы в таком документе».
Дело, по мнению профессионала, не в отсутствии у Белоснежного дома политической воли, в чем администрацию США упрекает Кремль. Причина, объясняет Сэмьюэл Чарап, проста: США боятся, что ситуация с распространением ракетных технологий лишь ухудшится, не лицезреют смысла в том, чтоб давать кому-либо гарантии, как они будут либо не будут реагировать на эту опасность.
Русские же специалисты не лицезреют прорывного содержания в предложении Барака Обамы Владимиру Путину. «Ежели идет речь о упреждающей транспарентности - это одно, ежели о информировании постфактум - совсем другое,-- объяснил “Ъ” старший вице-президент ПИР-Центра Евгений Бужинский.-- Ежели США будут заблаговременно информировать РФ о том, как они планируют прирастить скорость собственных перехватчиков и где непосредственно хотят их располагать, это отдало бы нам возможность в случае опасности выработать контрмеры либо переубедить американцев, что те либо другие шаги решать не стоит. Ежели же идет речь о предоставлении инфы постфактум, то это интересно, но менее. А что касается формы: ежели идет речь о юридически обязывающем документе для одной администрации, то велик риск, что через три-четыре года мы останемся вообщем ни с чем».
Сэмьюэл Чарап, но, считает: «Фокусироваться на том, что последующие администрации будут либо не будут делать, неверно». «Ни один контракт не может отдать стопроцентной гарантии. Вспомните решение Джорджа Буша о выходе из контракта по ПРО (в 2001 году.-- »Ъ"),-- напомнил он «Ъ».-- Я бы предложил Кремлю, во-1-х, пользоваться заинтересованностью администрации Обамы в сотрудничестве, а во-2-х, выстраивать дела с обеими партиями США с тем, чтоб будущие администрации возглавлялись людьми, которые соображают позицию РФ. Конкретно так поступают большая часть остальных государств".
По данным «Ъ», последующий раунд переговоров по ПРО меж Москвой и Вашингтоном пройдет в июне - на уровне заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова и его южноамериканского коллеги Джима Миллера.
Лена Черненко