С докладом по этому вопросцу выступил 1-ый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, министр денег Р.Азимов.
Парламентский контроль за исполнением главенствующего денежного документа страны заходит в число приоритетных задач Законодательной палаты, потому находится в центре пристального внимания депутатского корпуса. Исходя из требований не так давно принятого Закона Республики Узбекистан «О внесении конфигураций и дополнений в Закон Республики Узбекистан “О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан” ранее состоялись заседания фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, на которых в подготовительном порядке был рассмотрен отчет Кабинета Министров по данным вопросцам.
На заседании палаты отмечалось, что, невзирая на нехорошие тенденции в мировой экономике, в итоге поочередной реализации важных ценностей экономической программы на 2012 год, Концепции предстоящего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в истекшем году обеспечены стабильно высочайшие темпы роста и макроэкономическая сбалансированность экономики Узбекистана.
По итогам 2012 года прирост валового внутреннего продукта страны составил 8,2 процента, размеров производства промышленной продукции - 7,7 процента, сельского хозяйства - 7 процентов, розничного товарооборота - 13,9 процента.
Целенаправленная работа по реализации конкурентных преимуществ российских предприятий-экспортеров, диверсификации структуры экспорта и активное освоение новейших наружных рынков сбыта обеспечили в 2012 году прирост размеров экспорта на 11,6 процента, рост золотовалютных резервов страны.
Огромное внимание в прошлом году уделено также проведению активной вкладывательной политики, направленной на ускорение модернизации, техническое и технологическое перевооружение работающих и создание новейших, современных и сверхтехнологичных производств, реализацию программы предстоящего улучшения обеспечения сельских населенных пт незапятанной питьевой водой, их благоустройства, охрану окружающей среды.
Завершена реализация 205 больших вкладывательных проектов. За счет действенного использования инвестиций, реализации Программы локализации продукции укреплена доходная база бюджета. Довольно огласить, что поступления от налога на добавленную стоимость по произведенной в стране продукции возросли на 17,2 процента, что является одним из принципиальных результатов политики диверсификации и модернизации экономики.
В центре внимания правительства Республики Узбекистан в прошедшем году находились вопросцы предстоящего развития социальной сферы, неуклонного увеличения доходов и уровня жизни населения страны. В 2012 году заработная плата работников экономных организаций, пенсии, пособия и стипендии возросли на 26,5 процента.
В итоге реализации комплекса мер по предстоящему развитию экономики, понижения налоговой перегрузки выполнение Муниципального бюджета за 2012 год осуществлялось в согласовании с утвержденными параметрами. Муниципальный бюджет исполнен с профицитом в 0,4 процента к ВВП, а уровень инфляции не превысил установленных прогнозных характеристик.
На заседании было отмечено, что в отчетный период основное внимание было уделено финансированию социальной сферы, другими словами предстоящему развитию сферы образования, здравоохранения, мотивированной и адресной социальной поддержке населения.
Опосля ответов на вопросцы состоялось обстоятельное обсуждение отчета, в процессе которого выступили представители всех фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана.
В прениях члены фракции УзЛиДеП особо выделили, что важными задачками увеличения конкурентоспособности экономики являются формирование очень подходящей деловой среды для развития малого бизнеса и личного предпринимательства, увеличение вкладывательной привлекательности страны.
Реализуемая правительством бюджетно-налоговая политика, а именно, понижение с 2012 года ставки одного налогового платежа для субъектов малого бизнеса и личного предпринимательства в сфере индустрии с 6 процентов до 5 процентов, обеспечила их ускоренное и динамичное развитие. Лишь за счет понижения ставки по данному виду налога доходы малых компаний и микрофирм возросли расчетно на 100 млрд сумов. Это означает, что субъекты малого бизнеса имеют возможность применять эти средства на развитие, модернизацию производства, внедрение в создание новейших технологий, создание новейших рабочих мест. От этого выигрывают не только лишь производители, да и население в целом.
Как отметили члены фракции УзЛиДеП, итог таковой политики налицо - толика малого бизнеса и личного предпринимательства в ВВП страны повысилась с 54 процентов в 2011 году до 54,6 процента в 2012 году, поступления в бюджет от их деятельности возросли на 22,5 процента, при всем этом сотворено выше 485 тыщ рабочих мест.
По мнению депутатов от УзЛиДеП, проведение активной вкладывательной политики позволило освоить в 2012 году капитальные вложения за счет всех источников финансирования на сумму выше 11,7 млрд баксов. Это на 14 процентов больше, чем в 2011 году. Толика инвестиций в ВВП составила 22,9 процента, что свидетельствует о высочайшей активности вкладывательного процесса в стране. В настоящий сектор экономики привлечено иностранных инвестиций в объеме практически 2,5 млрд баксов, из которых 79 процентов составляют прямые иностранные инвестиции.
Все это дозволяет обеспечить ускоренное развитие экспорта и диверсификацию структуры экспорта, активное освоение новейших наружных рынков для реализации продукции.
Вкупе с тем члены фракции УзЛиДеП отметили, что предстоящему увеличению конкурентоспособности субъектов предпринимательства могли бы в значимой мере способствовать разработка и реализация программ технической и технологической модернизации компаний малого бизнеса, наподобие реализуемых вкладывательных проектов, также последовательное внедрение системы “одного окна” в процессе экспорта продуктов и услуг.
Депутаты от фракции НДПУ при рассмотрении выполнения Муниципального бюджета в 2012 году особенное внимание уделили вопросцам реализации Программы сотворения рабочих мест и обеспечения занятости населения, предстоящего развития социальной сферы.
А именно, за счет реализации комплексной программы мер в 2012 году было сотворено около 1-го миллиона новейших рабочих мест, из их приблизительно 62 процента в сельской местности. При всем этом лишь за счет расширения всех форм надомного труда сотворено 218 тыщ рабочих мест. Беря во внимание внедрение в стране новейшей формы бизнеса - домашнего предпринимательства, можно отметить имеющийся большой потенциал для сотворения новейших рабочих мест за счет его развития.
Члены фракции НДПУ выделили, что в 2012 году особенное внимание было уделено трудоустройству выпускников проф колледжей. Важным направлением и ключом к решению данной нам задачки явилось внедрение разных форм кооперации проф колледжей с предприятиями-работодателями, вербование к данной нам дилемме общественности районов и городов. В итоге осуществленных мер обеспечено трудоустройство выше 450 тыщ окончивших колледжи, при всем этом 43 процента выпускников трудоустроены на предприятиях, где они проходили производственную практику.
Обращено внимание и на то, что за счет средств Муниципального фонда содействия обеспечению занятости в отчетный период продолжена работа по переподготовке безработных, вербованию их к оплачиваемым публичным работам.
Особо отмечена соц направленность Муниципального бюджета, в каком расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения в 2012 году составили около 60 процентов. Значимые средства были ориентированы на содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, науки и в остальные сферы.
А именно, за отчетный период реконструировано 189 общеобразовательных школ на 62,3 тыщи ученических мест, осуществлен капитальный ремонт в 161 школе, реконструировано 70 проф колледжей. Завершено стройку новейших проф колледжей и их филиалов. В итоге фактически за 2012/2013 учебный год в стране на сто процентов обеспечен переход на 12-летнее обязательное образование. Все это работает на решение важной задачки - формирование гармонично развитой и интеллектуальной молодежи. В этом - залог грядущего нашей страны, ее конкурентоспособности.
Члены фракции тормознули и на вопросцах общественного обеспечения людей, нуждающихся в социальной поддержке. В течение 2012 года расходы на эти цели превысили 86,9 млрд сумов.
Совместно с тем фракция НДПУ выделила значимость предстоящего увеличения эффективности использования экономных средств. Нужен переход к системе оценки социальной эффективности использования средств бюджета, другими словами необходимо давать оценку не тому, сколько и на что потрачено, а к каким высококачественным изменениям привело внедрение средств, направляемых в социальную сферу.
По мнению фракции, особенное внимание нужно уделять мотивированному использованию средств, выделенных для социальной поддержки населения, включая средства Внебюджетного пенсионного фонда и Муниципального фонда содействия обеспечению занятости, обеспечению открытости и прозрачности использования средств местных бюджетов, улучшению адресной поддержки социально уязвимых слоев населения, усилению системы публичного контроля в данной сфере. А именно, целенаправлено развить сеть “телефонов доверия” в денежной системе, которая позволяла бы предупредить нецелевое внедрение экономных средств, в особенности на местах.
Депутаты от фракции ДПУ “Миллий тикланиш” направили внимание на то, что, невзирая на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, предпринимаемые меры по поддержке государственных товаропроизводителей содействовали обеспечению больших темпов роста экономики. Свидетельством тому является показатель производства импортозамещающей продукции, который в 2012 году составил 4,6 млрд баксов, что соответственно привело к росту денежных резервов, укреплению экономического суверенитета, обеспечению экономической сохранности как основного фактора увеличения жизненного уровня населения.
Фракцией ДПУ “Миллий тикланиш” подчеркнута значимость предстоящего продолжения кропотливо обмысленной политики в отношении наружных заимствований, что принципиально в критериях сохранения заморочек в мировой экономике, связанных с ростом муниципального долга даже в продвинутых странах мира.
При всем этом членами фракции, с учетом программных целей и задач партии, отмечена необходимость предстоящего углубления действий локализации на базе предоставления доп стимулов государственным товаропроизводителям, содействия возникновению государственных брендов в сфере потребительских продуктов и услуг, сначала бренда “Изготовлено в Узбекистане”, их системного продвижения на мировые рынки, увеличения эффективности борьбы с контрабандой продуктов. В целом проведение активной внешнеэкономической деятельности будет содействовать предстоящему укреплению доходной части Муниципального бюджета и соответственно повышению его расходов.
Члены фракции СДПУ “Адолат” при анализе выполнения Муниципального бюджета сделали упор на ценности собственной предвыборной программы, а именно, на предстоящее развитие системы здравоохранения. В отчетном периоде на развитие здравоохранения было ориентировано 3024,9 млрд сумов, либо 24,6 процента от расходов на социальную сферу.
Для предстоящего укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения из средств Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и мед учреждений выше 255 млрд сумов ориентированы на стройку и реконструкцию 151 мед учреждения. Это позволило ввести в эксплуатацию дополнительно 8 тыщ больничных коек и амбулаторно-поликлинических объектов на 12 тыщ посещений в смену. На оснащение мед учреждений современным диагностическим и целебным оборудованием было выделено из средств фонда наиболее 8 млрд сумов.
Принципиальным событием прошедшего года стало открытие в Республиканском спец центре хирургии отделения кардиохирургии, оснащенного современным сверхтехнологичным мед оборудованием, позволяющим проводить диагностику и исцеление нездоровых с сердечно-сосудистой патологией на уровне глобальных стандартов.
Депутаты от СДПУ “Адолат” особо отметили, что развитие социальной сферы неразрывно соединено с развитием предпринимательства. Предприниматели, осуществляя свою деятельность, пополняют Муниципальный бюджет, крупная часть которого направляется на социальную сферу.
Депутатская группа от Экологического движения Узбекистана отметила, что в 2012 году на охрану окружающей среды расходы Муниципального бюджета составили 83,5 млрд сумов.
В рамках предстоящего улучшения обеспечения питьевой водой сельских населенных пт на стройку в их системы обеспечения питьевой водой выделено 110 млрд сумов, либо на 67,4 процента больше, чем в 2011 году. В согласовании с Гос програмкой мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008-2012 годы за счет специального фонда 202,7 млрд сумов израсходовано на реализацию мероприятий по улучшению мелиоративного состояния посевных земляных площадей.
Вкупе с тем депутатская группа от Экологического движения Узбекистана выделила необходимость выделения экономных средств на решение ряда вопросцев, касающихся обращения с отходами, ремонта и реконструкции канализационных систем и очистных сооружений, ведения кадастров объектов животного и растительного мира. Также была подчеркнута значимость совершенствования Государственной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия в согласовании с целями обеспечения экологической стойкости.
В то же время депутатской группой было обращено особенное внимание на предстоящее увеличение ответственности соответственных муниципальных структур в части мотивированного использования экономных средств, выделяемых для охраны окружающей среды и оптимального использования природных ресурсов.
В целом в процессе заседания депутаты также высказали мировоззрение о значимости предстоящего усиления и увеличения эффективности контроля за соблюдением экономной дисциплины. Правительству страны было предложено особо направить внимание на причины, негативно действующие на высококачественное выполнение доходной части бюджета, а именно, на недоимку по налогам и остальным неотклонимым платежам, состояние дебиторской и кредиторской задолженности.
Отчет по выполнению Муниципального бюджета вызвал у депутатов огромное количество вопросцев, которые были заданы представителям правительства.
Опосля всесторонних и предметных дискуссий Законодательная палата Олий Мажлиса утвердила отчет о выполнении Муниципального бюджета Республики Узбекистан за 2012 год.