Решение, принятое при поддержке консервативного большинства в Верховном суде пятью голосами против 4, имеет колоссальное значение для страны и сходу стало новостью номер один для местных СМИ. В целом оно рассматривается, как политическое поражение для работающей демократической администрации Барака Обамы.
Конгрессу предложено поновой разглядеть вопросец о том, какие штаты и округа по-прежнему нуждаются в федеральном надзоре и на каких критериях. До того времени работающая норма закона считается приостановленной. На сто процентов она не отменена, но ее противники в стане консерваторов уже празднуют победу на одном том основании, что она будет пересматриваться.
История вопросца
Полста лет назад федеральный закон в США установил, что штаты и округа, систематически допускавшие в прошедшем дискриминацию против темнокожих избирателей, должны согласовывать с Вашингтоном любые конфигурации в собственной системе выборов. Данной нормой были полностью охвачены девять штатов, в основном на юге страны, также отдельные избирательные округа и муниципалитеты еще в 6 штатах. На самом деле федеральный центр получал там право вето по хоть каким вопросцам, касающимся выборов, - от регистрации избирателей и допуска их к голосованию до расположения избирательных участков.
Естественно, у «поднадзорных» территорий такое положение постоянно вызывало протест. Сейчас очередной спор на данную тему, затеянный округом Шелби в штате Алабама, дошел до Верховного суда.
Итоговую позицию консервативного большинства судей выложил председатель суда Джон Робертс. Он напомнил, что профильная поправка к Конституции США гарантирует всем гражданам избирательные права и ложит на Конгресс ответственность за соблюдение данного требования. «Эта поправка не призвана карать за прошедшее; ее цель - обеспечить наилучшее будущее», - указал Робертс.
Кто не замечает перемен в США
Вначале норма, вызывающая на данный момент настолько бурную дискуссию, рассматривалась, как чисто временное ограничение прерогатив властей на местах, но Конгресс пару раз ее продлевал, в том числе в 2006 году - сходу на четверть века. Администрация Обамы также считает - и обосновывала это в Верховном суде, - что необходимость в данном требовании сохраняется.
С иной стороны, сам факт пребывания у власти в США первого в истории темнокожего президента свидетельствует о том, что со времени закона 1965 года страна ушла далековато вперед. Почти всеми наблюдателями решение суда воспринято и как косвенный упрек Конгрессу за то, что он вроде бы не замечает этих перемен.
Накануне Верховный трибунал принял усмотрительное решение по системе расовых преференций в пользу угнетавшихся до этого меньшинств при приеме в высшие учебные заведения США. Преференции эти в итоге пока сохраняются, но скоро ожидается новое обращение высшей судебной инстанции к данному вопросцу. Не считая того на очереди у судей - антидискриминационные разделы федерального жилищного законодательства.