Как докладывает отдел информационной политики аппарата Президента КР, глава страны отметил:
«Решением Совета по отбору судей Кыргызской Республики для назначения на вакантные должности судей межрайонных судов были представлены 26 кандидатур.
Исследовав документы претендентов на должности судей, документы работающих судей (личные дела, данные за время работы на судейской должности, отражающие количество и качество рассмотренных дел, остальные конкретные данные); информацию компетентных муниципальных органов; жалобы людей и хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных инвесторов, поступившие в Аппарат Президента Кыргызской Республики, на деятельность межрайонных судов; также принимая во внимание обращения, инфы правозащитных организаций, остальных некоммерческих организаций и сми, осуществлявших мониторинг за конкурсным отбором, считаю, что условия, при которых проходил отбор на должности судей межрайонных судов, вызывают сомнения в объективности и беспристрастности его проведения, что не дозволяет разглядеть предложения Совета по отбору судей Кыргызской Республики по представленным кандидатурам для замещения должности судей межрайонных судов.
Следует отметить, что исходные этапы проведения конкурсного отбора кандидатов на должности судей, при активном участии в процессе отбора представителей гражданского общества и положительном настрое членов Совета по отбору судей, вселяли огромную надежду на объективность и высококачественный отбор кандидатов, отвечающих предъявляемым высочайшим эталонам к личности кандидатов на должность судьи и чаяниям людей на законное и справедливое отправление правосудия.
Но на определенном шаге, как указывает анализ бессчетных обращений представителей гражданского общества и людей в адресок Президента и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, информаций (сообщений), обнародованных в средствах массовой инфы, в процессе конкурсного отбора стали проявляться элементы предвзятости и субъективизма членов Совета по отношению к тем либо другим кандидатам, что не дозволяло объективно оценить их проф и личностные свойства. В указанных обращениях подчеркивалась необходимость принятия мер, направленных на преодоление негативных тенденций, имевших место в процессе конкурсного отбора.
Не считая того, ряд независящих профессионалов отмечают наличие определенных правовых пробелов в процедуре отбора, которые приводят к коррупционным проявлениям, нарушению принципов добросовестности и законности в работе Совета по отбору судей.
В экспертном обществе складывается устойчивое мировоззрение о том, что недочеты имеющегося порядка отбора судебного корпуса несут в для себя опасность дискредитации в целом всей судебной системы. Общественность страны может не признать результаты судебной реформы, одним из главных составляющих которой является конкурсный отбор кандидатов на судейские должности и, как следствие, быть может вновь потеряно доверие к судебной системе страны.
Нам всем следует держать в голове, что коррумпированность судебной системы стала одним из детонаторов революционных событий, произошедших в стране в марте 2005 года и, в особенности, в апреле 2010 года. В связи с чем, приняв 27 июня 2010 года новейшую Конституцию Кыргызской Республики, граждане тем указали власти на необходимость обновления судейского корпуса. Общество надеется, что обновленный судейский корпус приложит все усилия для улучшения работы судебной системы и преобразования суда в действенный институт защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.
Считаю нужным выделить, что конституционное полномочие по назначению судей местных судов по представлению Совета по отбору судей Кыргызской Республики ложит на Президента Кыргызской Республики полную правовую, политическую и моральную ответственность перед гражданами страны за высококачественное формирование новейшего судебного корпуса.
По деятельности судей наши граждане сформировывают свое отношение к власти и государству в целом: ежели трибунал выносит справедливые судебные решения - означает, и правительство справедливое.
В связи с чем я, как глава страны, не вправе бросить без внимания недочеты, имевшие место в процессе конкурсного отбора, на которые указывают как граждане, так и представители гос власти.
Данные обращения стали предметом исследования со стороны отдельных депутатов парламента, которые в инициативном порядке разработали проект закона по совершенствованию конкурсного отбора на должности судей и внесли его в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в установленном порядке. Делю их озабоченность и поддерживаю депутатскую инициативу.
Взятый нами курс на транспарентную судебную реформу обязует меня призвать Жогорку Кенеш Кыргызской Республики направить внимание и разглядеть вопросцы совершенствования законодательства, регулирующего порядок проведения конкурсного отбора кандидатов на судейские должности, в целях сотворения критерий для наиболее открытого, объективного и высококачественного отбора кандидатов на должности судей.
На основании вышеизложенного, также в согласовании с частью 2 статьи 22 конституционного Закона Кыргызской Республики “О статусе судей Кыргызской Республики” и частью 5 статьи 19 Закона Кыргызской Республики “О Совете по отбору судей Кыргызской Республики” возвращаю материалы по всем представленным кандидатурам на должности судей межрайонных судов Кыргызской Республики».