Представляя законопроект, председатель Муниципального комитета по имуществу Жора Кузнецов отметил, что проект закона предугадывает доп регулирование особенностей правового положения ОАО, сделанных в процессе преобразования арендных, коллективных (народных) компаний, муниципальных, муниципальных унитарных компаний, также в процессе приватизации арендных компаний, и ориентирован на улучшение законодательства в сфере владельческого надзора, защиту прав и законных интересов людей Беларуси, включая миноритарных акционеров таковых обществ - физических лиц, которым принадлежит наименее 2% акций акционерного общества, также на защиту прав Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, нарушенных при разработке акционерных обществ.
В связи с сиим уточнены сфера деяния закона «О приватизации муниципального имущества и преобразовании муниципальных унитарных компаний в открытые акционерные общества», также возможности Президента в области приватизации и преобразования муниципальных унитарных компаний в открытые акционерные общества.
Заместитель председателя Неизменной комиссии по экономической политике Виктор Валюшицкий, выступая содокладчиком, отметил, что в согласовании с законопроектом для увеличения эффективности управления акционерными обществами, сделанными в процессе преобразования, наиболее 50% акций которых принадлежит Республике Беларуси и (либо) административно-территориальной единице (кроме акционерных обществ - управляющих компаний холдингов), предлагается совет директоров (наблюдательный совет) не создавать, а вопросцы, относящиеся к их компетенции, распределить меж исполнительным органом и общим собранием акционеров. В акционерных обществах, 50% и наименее акций которых находятся в госсобственности, наблюдательные советы будут создаваться, как и ранее, и в их состав будут врубаться представители страны, назначенные Советом Министров Беларуси и органами, осуществляющими владельческий надзор.
Проектом закона урегулирован порядок управления акционерным обществом в период, когда Республике Беларусь либо административно-территориальной единице принадлежит 100% акций этого акционерного общества.
Законопроектом устанавливается обязанность представителей страны, назначенных в органы управления акционерного общества, акции которого принадлежат сразу Беларуси и административно-территориальным единицам, определять единую позицию по выносимым на рассмотрение органов управления акционерного общества вопросцам и обеспечивать ее реализацию. При невозможности найти единую позицию, она будет определяться органом, осуществляющим владельческий надзор, у которого в управлении находится большее количество акций этого акционерного общества.
Статью закона о приватизации, устанавливающую ответственность за нарушение законодательства о приватизации муниципального имущества, предлагается дополнить нормами, регулирующими порядок восстановления прав страны, нарушенных при разработке акционерных обществ, в том числе методом выпуска доп акций и передачи их Республике Беларуси и (либо) административно-территориальным единицам в собственность. При всем этом выпуск доп акций будет осуществляться за счет источников собственных средств акционерных обществ.